Военно-профессиональная адаптация у курсантов и военнослужащих. Влияние ТЭС-терапии.

Военно-профессиональная адаптация – область малоизученная. Только в последнее время появился ряд комплексных исследований на эту тему. Актуальность данной проблемы подтверждается в быстро меняющейся экономической ситуации, реформам в вооруженных силах, изменение задач, которые ставит перед армией главнокомандующий.

Так изменение срока службы по призыву и постепенный переход на контрактную основу повлиял на степень интенсивности подготовки военнослужащих. Изучением проблем военно-профессиональной адаптации занимаются социологи и военные психологи. В июле 2011 года в Саратовском государственном медицинском университете им. Разумовского было проведено исследование военно-профессиональной адаптации различных категорий военнослужащих.

Данная проблема характерна не только для военнослужащих срочной службы или на контрактной основе, но и для учащихся военных ВУЗов, т.к. современные методы обучения и новые вызовы для Российской армии требуют максимальной профессиональной адаптации от военных. ТЭС-терапия доказала высокую эффективность в улучшении адаптационных возможностей и улучшении психофизиологического статуса человеческого организма. Ниже представлена научная статья о влиянии ТЭС-терапии на военно-профессиональную адаптацию курсантов военного ВУЗа.

ОПТИМИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЭС-ТЕРАПИИ

Сысоев В.Н., Ковалев А.С.

Военно-медицинская академия, кафедра военной психофизиологии, Санкт-Петербург

Введение.

Большим резервом при проведении мероприятий профессионально-психологического сопровождения курсантов военного вуза в процессе обучения может быть оптимизация военно-профессиональной адаптации с использованием физических факторов терапевтического воздействия на центральную нервную систему путем снижения психофизиологической стоимости деятельности. Учитывая данные об участии эндогенных опиоидов, в частности бета-эндорфина, в процессах обучения, памяти, формирования позитивного эмоционального состояния, нормализации центральных механизмов регуляции (снятия стрессовых синдромов, стабилизации вазомоторной регуляции, стимуляции механизмов иммунной защиты и др.), позволили нам предположить, что активация эндорфинергических структур мозга может быть использована для экспресс- коррекции функционального состояния организма курсантов военного вуза в профессионально-психологическом сопровождении учебного процесса.

Материалы и методы.

У первой группы курсантов с различным исходным уровнем утомления при повседневной деятельности и после суточного наряда оценивали влияние однократного сеанса ТЭС-терапии (аппарат «Трансаир-01В», продол- жительность процедуры 25–30 минут, ток – от 1,0 до 2,0 мА) на функциональное состояние организма, включая показатели системы кровообращения, объем кратковременной памяти, индивидуально-психологические особенности личности, самооценку состояния и оценку работоспособности сердца при физической нагрузке. Исследование проводили с плацебо- контролем. У второй группы курсантов, которые по результатам экспертной оценки командиров испытывали трудности военно-профессиональной адаптации в процессе обучения, изучали теми же методами влияние курсов ТЭС-терапии, состоящих из пяти и десяти ежедневных процедур с указанными параметрами.

Результаты.

Однократный сеанс ТЭС-терапии, проводимый курсантам в состоянии острого утомления, эффективно оптимизировал функциональное состояние организма статистически значимо (р<0,05), снижая уровни систолического артериального давления на 11%, ситуативной тревоги на 15%, личностной тревожности на 16% и улучшал самооценку состояния в среднем на 16%. При этом объем кратковременной зрительной памяти увеличивался на 25%. Чем сильнее было выражено утомление, тем эффективность ТЭС-терапии была выше. Курс ТЭС-терапии, состоящий из пяти ежедневных процедур, приводил к увеличению работоспособности на 34%, улучшению самооценки состояния в среднем на 15%, снижению ситуативной тревоги на 12%, снижению личностной тревожности на 9%, увеличению объема кратковременной вербальной памяти на 40%, снижению преобладания процессов торможения в центральной нервной системе на 44%, увеличению точности работы по методике баланс НП на 16%.

Десятикратное применение ТЭС-терапии явилось более эффективным, чем пятикратное. Это проявлялось большим улучшением указанных показателей, а именно: увеличением работоспособности на 43%, снижением усталости на 19%, снижением конфликтности на 75%, улучшением самооценки состояния на 27%, снижением ситуативной тревоги на 24%, снижением личностной тревожности на 19%, увеличением кратковременной вербальной памяти на 41%. Первичная обращаемость в медицинскую службу курсантов опытной и контрольной групп увеличивалась в осенне- зимний период, но у курсантов опытной группы она была ниже на 38% по сравнению с контрольной.

Заключение.

Использование ТЭС-терапии способствует оптимизации функционального состояния организма курсантов в ходе рутинной деятельности (после суточного наряда) и курсантов, испытывающих трудности военно-профессиональной адаптации в процессе обучения. Компенсируются неблагоприятные изменения физиологического, психического и поведенческого компонентов функционального состояния курсантов в процессе военно-профессиональной адаптации, снижается психофизиологическая стоимость адаптации и повышается ее эффективность. Полученные данные позволяет рекомендовать использование транскраниальную электростимуляцию в комплексе мероприятий профессионально- психологического сопровождения учебного процесса в военных вузах у лиц, имеющих потенциальную возможность развития дезадаптивных нарушений.